Сегодня

Circle of life: the Human, the Earth, the Universe - think up suitable slogan for this page - something philosophical...

Українська

English

Далеко от Монмартра
О человецех незнаемых
Божество революции
Сибирский пленник
Карма Кармалюка
Насчёт одной фамилии
Новая вера — вера предков
О помидорах и о беспризорных
Чечня и Сибирь
Выпьем пива за депутата!

World map - You the master of space and time! Find cities and places which are mentioned in the Siberian calendar

Почта

Гостевая

Новосибирск


Гісторыка-краязнаўчы часопіс/Историко-краеведческий
журнал

History and modern life in Pruzhany, Brest region, Belarus

TopList

Опубликовано в “Науке в Сибири”, 1996, № 12;
в сокращении опубликовано в “Студенческом городе”, 1997, № 4;
перепечатано в журнале “Академгородок”, 1997, № 1

О человецех незнаемых

Девятьсот лет назад в древнерусском летописании впервые упоминается путешествие в Сибирь. Правда, слово “Сибирь” появляется в отечественных источниках только триста лет спустя, здесь же речь идёт о Югре: землях за Уралом, населённых угорскими народами, предками нынешних хантов и манси.

Итак, под 1096 годом в Несторовой летописи рассказывается, как новгородец Гюрята Рогович послал слугу в Печорский край и Югру. Тамошние аборигены рассказали ему, что за непроходимыми пропастями и лесами есть горы, доходящие до небес. Последние три года внутри этих гор слышится крик и грохот, как будто кто-то долбит камень, желая выбраться наружу. В скалах высечено маленькое оконце, а в нём появляются люди, не понимающие местного языка, и жестами показывают на что-либо железное. Если им дать нож или топор, они в обмен дают соболей, куниц, белок. Летописец интерпретирует этих горных жителей как “нечистые племена”, загнанные самим Александром Македонским на край света, после чего по велению Бога сошлись горы и затворили их. Вырваться из каменного плена им суждено перед Страшным судом.

В основе своей эта история проста: речь идёт о каком-то народе, имевшем достаточно пушнины, но нуждавшемся в металле. Баснословные подробности этого рассказа характерны и для других ранних сведений о Сибири.

Так, древнерусское “Сказание о человецех незнаемых на восточной земле” называет все зауральские народы самоядью (самоедами), но серьёзнейшим образом классифицирует их. Одни из племён едят друг друга, поедают и мертвецов, а гостей угощают своими младенцами. Другие летом лежат в воде, потому что на суше их тела трескаются. Третьи — “по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх яко и прочии человецы”. Ещё упоминаются имеющие рты на темени. Они “крошат мясо и рыбу да кладут под колпак”, жуют же, двигая плечами. Иные же и вовсе без голов (рот между плечей, а глаза на груди). Есть и такие, которые зимой умирают на два месяца, а когда станет теплее — оживают. Просто удивительно, сколько небылиц уместилось на каких-то пяти-шести страницах этого небольшого памятника.

По мере продвижения русских на восток выяснялось, что Сибирь — страна удивительная, но не сказочная. Однако жажда необычного не ослабевала, просто смещалась локализация чудес. Так, в 18 веке забайкальские казаки, что-то прослышавшие о буддийском догмате переселения душ, доносили, что “мунгальский хутухта” (то есть монгольский теократический владыка) раз в десять лет умирает, а потом оживает снова.

Что в этих фантазиях было порождено наивной интерпретацией непривычных реалий, а что выдумано от скуки, неизбежной в отдалённых гарнизонах,— трудно сказать. Впрочем, механизм выдумок может быть и иного рода. Скажем, как у Венедикта Ерофеева в “Москве — Петушках”. Помните?

“А в Сибири — нет, в Сибири не проживёшь. В Сибири вообще никто не живёт, одни только негры живут. Продуктов им туда не завозят, выпить им нечего, не говоря уж „поесть“. Только один раз в год им привозят из Житомира вышитые полотенца — и негры на них вешаются”.  

 

Copyright  (С) 2001 Сергей Камышан   Design by " Молода Просвіта"

[Index'99]

Hosted by uCoz