Опубликовано в “Новой Сибири”, 1996, № 71
Умирающее и воскресающее божество революции
Раньше вся прогрессивная половина человечества отмечала 22 апреля как день рождения В. И. Ульянова (Ленина). Ленин тогда был вечно живым, а сейчас,
когда ленинизм умер, очевидно, поставлено под сомнение и бессмертие основного персонажа коммунистического мифа, каковой персонаж в рамках сравнительной мифологии может трактоваться как солярное (т. е.
солнечное) божество и культурный герой (ср. “свет идей ленинизма”, “Ленин великий нам путь озарил” и т. п. характеристики). Кроме того, 22 апреля отмечается как День Земли, что предполагает
разворачивание сюжета основного мифа как борьбы между солярными и хтоническими (земными, подземными) силами. Возврат к власти коммунистов грозит вернуть 22 апреля в перечень основных государственных
праздников — вернуть вместе со всеми ритуалами (субботники, воскресники, торжественные собрания), приуроченными к этому дню. Если предположить относительную политическую стабильность в ближайшие
одно-два десятилетия с установлением свойственной многим стабильным социумам двухпартийной системы (в нашем случае это коммунисты — антикоммунисты), то Ленин, по-видимому, окончательно превратится в
мифологический образ: коммунисты, приходя к власти, будут восстанавливать его культ, а их соперники при очередной победе на выборах — отменять, в каковом чередовании несложно увидеть реализацию на
политологическом уровне мифологемы умирающего и воскресающего бога, столь характерной для многих традиционных культур, в частности, для древнейших культур Средиземноморья. Умирающий и воскресающий
бог обычно связывался с идеей плодородия и как следствие — с земледельческими обрядами (NB: блок коммунистов с аграриями, очевидно, сохранится!), приуроченными к определённым календарным датам. Ещё пять
тысяч лет назад в Месопотамии в дни весеннего равноденствия (всего за месяц до 22 апреля) праздновался ритуальный брак бога-пастуха Думузи (Таммуза), полгода проводящего в подземном царстве мёртвых, и
богини Инанны (Иштар). Весной же происходил и праздник пирулли у хеттов — победа бога грозы Тару над драконом Иллуянки. Об иудейской и христианской пасхе я уж не говорю. Количество примеров можно
увеличить, а если есть под рукой солидный справочник типа двухтомной энциклопедии “Мифы народов мира” или, ещё лучше, “The Encyclopedia of Religions” Мирчи Элиаде в десяти томах — то увеличить практически
неограниченно.
Однако утвердиться в Сибири (в качестве не общегосударственного, а локального) культ Ленина имеет немного шансов. В самом деле, хотя объект культа и
провёл несколько лет в сибирской ссылке, охотился здесь, писал монографию, общался с местным населением и даже однажды одобрительно отозвался о книге лидера сибирского областничества Н. М. Ядринцева
“Сибирь как колония”, но всё же серьёзного следа в культурной жизни края не оставил. Троцкий — так тот хоть обильные статьи в сибирские газеты писал, очутившись в аналогичных обстоятельствах, а Фрунзе
вообще фельдшером работал.
С другой стороны, 22 апреля (если пересчитать на новый стиль) знаменательно для Сибири двумя восстаниями, связанными с попытками местного
самоуправления. В 1638 году в этот день томские служилые люди отказали в повиновении воеводе И. Ромодановскому, который пытался лишить их хлебного жалования. Московское правительство, как и в наши дни,
решило, что задержка, а тем более отмена жалованья — это нехорошо, и отозвало воеводу. Органы самоуправления, правда, утверждены не были. Но ровно 10 лет спустя (и по тем же мотивам) восставшие томичи
осадили нового воеводу О. Щербатого в его дворе и разгромили дворы зажиточных служилых людей, спекулировавших хлебом, а сторонников Щербатого посадили в тюрьму.
С революционной деятельностью связаны и другие события, происшедшие 22 апреля: в 1917 в Минусинске начала выходить большевистская газета “Товарищ”, а в
1943 в Иркутске умер эвакуированный писатель С. Мстиславский, автор романа “Грач — птица весенняя”, знаменитый также тем, что лично арестовал Николая II в дни Февральской революции. Другой
революционер, отбывавший в 1912–1913 ссылку в Нарыме, меньшевик И. Астров, в отличие от эсэра Мстиславского, не проявил лояльности к большевикам, за что и был посажен ими. Он умер от тифа в Саратовской
тюрьме 22 апреля 1922.
В том же Нарыме за три года до прибытия туда Астрова, 22 апреля 1909, родился ещё один писатель, Вадим Кожевников, автор популярного советского триллера “Щит
и меч” и романа о Гражданской войне в Сибири “Заре навстречу”.
Но подлинным революционером, правда только в области литературы (и отчасти палеонтологии), оказался Иван Ефремов, родившийся 22 апреля 1907. Его роман “Туманность
Андромеды” произвёл переворот в советской фантастике. Ефремов много работал в Сибири — так же, как и его коллега-палеонтолог член-корреспондент В. Н. Сакс, родившийся 22 апреля 1911.
|