Сегодня

Circle of life: the Human, the Earth, the Universe - think up suitable slogan for this page - something philosophical...

Українська

English

Далеко от Монмартра
О человецех незнаемых
Божество революции
Сибирский пленник
Карма Кармалюка
Насчёт одной фамилии
Новая вера — вера предков
О помидорах и о беспризорных
Чечня и Сибирь
Выпьем пива за депутата!

World map - You the master of space and time! Find cities and places which are mentioned in the Siberian calendar

Почта

Гостевая

Новосибирск


Гісторыка-краязнаўчы часопіс/Историко-краеведческий
журнал

History and modern life in Pruzhany, Brest region, Belarus

TopList

Опубликовано в “Науке в Сибири”, 1997, № 19

О беспризорных и о помидорах

Есть такой дурацкий анекдот. У человека спрашивают: “Ты помидоры любишь?” А он задумчиво этак отвечает: “Есть — люблю… а так — не знаю…”. Эта фраза всегда приходит мне на ум, когда я выхожу из дому. Дело в том, что из окна соседнего дома, прямо перед подъездом, выпирает громоздкая конструкция из железных уголков. Зимой этот каркас пустует, просто обрамляя окно, но с наступлением весны его заботливо обтягивают полиэтиленом, устанавливают внутри полки, а на полки — горшочки с помидорной рассадой: первый этаж, балкона нет, вот и проявляют люди изобретательность.

Вспоминается и случай, рассказанный коллегой по работе. Лето. Жуткая жара. Битком набитый автобус. И вдруг — в один момент — небо затягивают тучи, налетает вихрь и по крыше автобуса начинает вовсю барабанить град. Враз становится свежо, но весь автобус, как один человек, выдыхает не от облегчения, а от ужаса и, не сговариваясь, хором произносит леденящие слова: “Помидоры побьёт!..”

Мне всё кажется, что эти люди любят помидоры “так”: если перевести в денежное выражение все их заботы и труды да прибавить к тому реальные затраты (на удобрения, на транспорт, на инструменты, не знаю уж на что ещё, но любой огородник подскажет), да разделить сумму на то умеренное количество вкусных алых плодов, которое в среднем способно произрасти на сибирском огороде, то получится куда дороже стоимости привозных помидоров на любом рынке. (Нет, есть, конечно, мастера-овощеводы и у нас, не спорю, но не часто они встречаются.)

Сейчас, когда подоконники уже украсились вовсю произрастающей зеленью рассады, выставленной во много ярусов, закрывающей, поди, весь свет в квартире (металлическая конструкция напротив моего подъезда, правда, ещё пустует), хотелось бы рассказать об одном из тех людей, благодаря которым помидоры и появились в Сибири. Он, правда, не был первым, но некоторым образом приложил руку к распространению этого овоща на Алтае.

Вообще-то, вспомнить Василия Степановича Ершова надо было ещё полтора года назад, когда со дня его рождения исполнилось сто двадцать пять лет, но в конце концов календарь — это не только собрание памятных дат, но и сведения о каких-то сезонных природных явлениях. Если начало разведения рассады можно отнести именно к природным (может быть, это скорее социальное явление, но тоже сезонное), то вот и повод.

Итак, родился он 11 августа 1870 в селе Полетаево близ Кунгура Пермской губернии в бедной крестьянской семье. Учился у портного, служил в армии, потом отправился на заработки в Сибирь (Тюмень, затем Томск). Пытался устроиться на золотые прииски, но вместо этого попал только в изыскательскую партию, исследовавшую русло Оби. За хорошую работу начальник партии Чижов подарил ему фотоаппарат и сам обучил фотоделу. Было это ещё в конце прошлого века. Потом Ершова снова мобилизовали в связи с “боксёрским” восстанием в Китае. Возвращался в Томск вокруг всей Азии, через Суэцкий канал. Позднее участвовал и в русско-японской войне. Человек был, таким образом, много повидавший и, главное, много умевший.

Семейная жизнь его не сложилась, а очень хотелось иметь детей. И всегда жалел Василий Степанович тех беспризорных, которые ему попадались на его долгих дорогах.

Владение многими ремёслами дало ему уверенность в том, что он сам сможет содержать тех малышей, кто волею судьбы лишён родительской заботы или чьи семьи слишком бедны. В 1910 он обосновался в селе Алтайском под Бийском и создал детский приют, который назвал “Муравейник”. Деньги на его содержание зарабатывал сам — фотографированием, а больше шитьём: уложив детей спать, до глубокой ночи стучал на швейной машинке. Брал в лавке ткань, а сдавал готовые платья.

Хлопот было много, и самых разных. Сначала по хозяйству помогала сестра, но она вышла замуж и уехала. Подобрать подходящую помощницу долго не удавалось — то неумелая попадётся, то вороватая. В 1913 взять приют под покровительство захотело местное отделение пресловутого Союза Михаила-архангела, и от такой помощи Ершову пришлось старательно избавляться. Чем такие помощнички-человеконенавистнички, лучше уж самому лямку тянуть. С началом первой империалистической его вновь призвали — правда, не на фронт, а в тыловые войска. Дети остались без своего “папы”, как он всегда просил называть себя (и многим дал свою фамилию). Служил в Бийске, шестерых взял с собою (жил не в казарме, а на квартире) и часто бегал в самоволку — носил воспитанникам, оставшимся в Алтайском, пайку, добытую правдами и неправдами на солдатской кухне. После революции приют разграбили, и только с завершением Гражданской войны удалось начать восстановление “Муравейника”. Сначала его преобразовали в детский дом — опять начались неприятности (конфликт с начальницей, назначенной властями). Ершов ушёл с частью детей и снова взялся за своё — организовал детскую коммуну (а тот детский дом так и захирел).

Дети подрастали и понемногу помогали “папе” в работе. Приобрёл он и новую специальность: окончил курсы по сбору лекарственных растений. Собирал вместе с детьми и этим тоже зарабатывал. Помимо того, дети под его началом осушили болото, устроили пруд, где развели рыбу, построили даже электростанцию (мощности хватало, чтоб осветить дом), посадили фруктовый сад и даже завели виноградник. Была и пасека. Ну и, разумеется, швейная мастерская и фотолаборатория.

Василия Степановича пытались обвинить в том, что он использует детский труд, но ребята работали только добровольно и всего один-два часа в день. А у Ершова от всех его забот ещё оставались силы и на то, чтобы руководить детским хором. И не висел его детский дом на шее государства: подвижник не только сам обеспечивал его, но в 1943 даже внёс в фонд обороны 17 тысяч рублей.

Умер он глубоким старцем 16 апреля 1957, окружённый любовью многочисленных воспитанников.

А помидоры? Ну да, конечно! Дело в том, что на огороде детского дома дети вырастили их впервые в этом селе. Новую культуру переняли сперва сельчане, а потом и жители окрестных сёл Алтая.

 

Copyright  (С) 2001 Сергей Камышан   Design by " Молода Просвіта"

[Index'99]

Hosted by uCoz